Главенство врача в лечебном процессе было принято многие века: врач назначает лечение, а пациент выполняет назначения. Но в новом тысячелетии вместе с инновациями в области диагностики и лечения происходит переход к новой модели взаимоотношений врача и пациента. Речь о партнерстве.
Современная медицина ориентирована на пациента. Основой её должны стать эффективная коммуникация врача и пациента, партнёрство между ними. Развиваются технологии диагностики, появляются все более эффективные способы лечения. Но медицинская помощь- это отношения, где один человек ждет помощи другого.
Важно, чтобы участники лечебного процесса понимали друг друга, работали вместе над результатом. От верного понимания сути болезни пациентом, приверженности к лечению и соблюдению рекомендаций во многом зависит эффективность лечения.
В традиционной модели здравоохранения у пациента пассивно-подчиненная роль, а врача — роль «всезнающего гуру». Его авторитет и ведущая позиция в процессе лечения непререкаемы. Пациенту отводится скромная задача выполнить назначения. Ответственность за здоровье пациента полностью возлагается на врача.
В начале своего пути в профессии врачу часто кажется более привлекательной традиционная модель. Ведь нет необходимости что-то объяснять пациенту, можно сказать: «Не надо читать заметки в сети, а нужно слушать меня».
В экстренных ситуациях пациенты обычно охотно выполняют рекомендации доктора и никогда не спорят. Стоит отметить, что больные часто испытывают сильную тревогу, страх и напряжение в связи с болезнью. Они хотят быстрого выздоровления или улучшения состояния. Пожилым пациентам бывает комфортнее в традиционной модели модели.
Но в 21 веке приоритеты здравоохранения смещаются в сторону профилактической медицины. Посетители медучреждения относительно здоровы и чувствуют себя хорошо. Врач оценивает риски развития заболевания, осуществляет превентивные вмешательства.
Врачу нужно обсудить тактику, убедить в необходимости обследования, изменения образа жизни, иногда и приема препаратов. «Ну и ладно, что анализы не в норме, главное ничего же не болит», — говорит пациент. Задача врача объективно осветить реальность и мотивировать принять верное решение.
С позиций доказательной медицины лучшие результаты для пациента могут быть достигнуты в случае партнерства с врачом. Такая модель эффективнее и безопаснее для пациента!
Что подразумевает партнерская модель?
Врач должен быть готов к ответам и взаимодействию с пациентом на равных, в спокойном и уважительном тоне, без поучений.
Партнерская модель сначала сложна для врача. Но в долгосрочной перспективе применение таких навыков коммуникации приводит к тому, что врач работает более эффективно и испытывает меньший стресс. Способность взаимодействовать с пациентом в партнерской модели – важный компонент профессионализма врача.
Ответственность за состояние своего здоровья в новой модели делегируется пациенту. Врач не сможет помочь, если пациент не пришел на прием.
Определённую роль в формировании партнёрских взаимоотношений могут сыграть отзывы других пациентов. Когда пациент знакомится с отзывами, он формирует доверительное отношение к врачу. На приёме он с большей долей вероятности сможет задать все интересующие вопросы без смущения и страха. И его приверженность к лечению, скорее всего будет высокой.
В наше время и нашими силами осуществляется переход от модели «врач назначил — выполни» к «врач и пациент — партнёры в сохранении здоровья пациента». Партнерские отношения между врачом и пациентом — это реальная возможность повысить эффективность лечения и получать больше удовлетворенности от результата.